Содержание

36 Двигатель - общие процедуры ремонта Головка блока цилиндров Разборка головки блока цилиндров 1. Снимите толкатели и регулировоч- ные пгайбът. Примечание: расположите толкате- ли и регулировочные шайбы в поряд- ке их установки. 2. Снимите клапаны. а) С помощью подходящего приспо- собления сожмите клапанную пру- жину и снимите два сухаря. б) Снимите тарелку пружины, клапан- ную пружину, клапан, седло пружины. Примечание: расположите клапаны клапанные пружины, седла пружин и тарелки пружин & обратной последо- вательности. в) Используя плоскогубцы с длин- ными губками, снимите маслосъем- ные колпачки. Примечание: будьте осторожны, не заденьте стенку цилиндра толкате- ля\ так как одна царапина не позво- лит толкателю сесть на место или толкатель будет подклинивать. Проверка, очистка и ремонт деталей головки блока цилиндров 1. Очистите днища поршней и поверх- ность блока цилиндров, сопрягаемую с головкой блока цилиндров. а) Проворачивая коленчатый вал, последовательно установите порш- ни в ВМТ. Шабером очистите по- верхности днищ поршней от угле- родных отложений. в) Сжатым воздухом удалите угле- родные отложентгя гт остатки про- кладки головки блока с поверхно- стей, отверстий под болты. Примечание: используя сжатый воз- дух, опасайтесь попадания в глаза частиц грязи. 2. Очистите головку блока цилиндров. а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока. Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с про- кладкой. б) Очистите поверхности камер сго- рания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений. в) Очистите отверстия направляю- щих втулок головки блока щеткой и растворителем. г) Очистите поверхность головки бло- ка цилиндров (сопрягаемую с поверх- ностью блока цилиндров) используя мягкую щетку и растворитель. . Проверьте головку блока цилиндров, а) Прецизионной линейкой и пло- ским щупом, как показано на рисун- ке, проверьте пеплоскостпость ра- бочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых: - с поверхностью блока цилиндров; - с поверхностями впускного и выпу- скного коллекторов. б) Шабером снимите остатки про- Максимально допустимая кладки головки блока на поверхно- неплоскостность приваленных сти разъема блока цилиндров. поверхностей.................0,05 мм Если величина неплоскостпости превышает максимально допусти- мую, замените головку блока ци- линдров или отшлифуйте ее. б) Используя проникающий краси- тель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпу- скных каналах и на поверхности га- зового стыка. При наличии трстгтин замените головку блока цилиндров или заварите ее <с последующей шлифовкой). . Очистите клапаны. а) Шабером снимите налет углероди- стых отложений с тарелки клапана. б) Щеткой окончательно очистите клапан. 5. Проверьте диаметры стержней кла- панов и внутренние дттаметры на- правляющих втулок клапанов. а) Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющих втулок кла- панов. Внутренний диаметр втулки......6,010 - 6,030 мм б) Микрометром измерьте диаметр стержня клапана Диаметр стержня клапана: Впускной клапан....5,970 - 5,985 мм Выпускной клапан... 5,965 - 5,980 мм
37 Двигатель - общие процедуры ремонта к) По разности измерений диаметра стержня клапана и внутреннего диаметра направляющей втулки найдите зазор между стержнем кла- пана и его направляющей. Номинальный зазор: впускной клапан....0,025 - 0,060 мм выпускной клапан.... 0,030 - 0,065 мм Максимальный зазор: впускной клапан...........О,ОН мм выпускной клапан..........0,10 мм Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и на- правляющую втулку. 6. Если необходимо, замените на- правляющие втулки клапанов. а) Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80 - 100°С. б) Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку. в) Нутромером измерьте диаметр от- верстия под направляющую втулку в корпусе головки блока цилиндров. Номинальный диаметр отверстия...........11,000 -11,027 мм Если диаметр отверстия под на- правляющую в корпусе головки бло- ка больше номинального, то расто- чите отверстие под направляющую до ремонтного диаметра. Ремонтный диаметр отверстия под направляющую........71,050- 11,077 мм Выберите новую направляющую втулку ремонтного {увеличенного на 0,05 мм) диаметра. Внешний диаметр втулки: номинальный.......11,048- 11,059 мм ремонтный.........11,098- 11,109 мм Если диаметр отверстия под на- правляющую в корпусе головки бло- ка превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров. Примечание: на двигателях серии Е направляющие втулки впускных и выпускных клапанов имеют разную длину. Направляющие втулки: впускных клапанов..........38,5 мм выпускных клапанов.........40,5 мм г) Нагрейте головку блока пилинд- ров в водяной ванне до температу- ры 80-100°С. д) Установите направляющую втул- ку клапана. Используя выколотку и молоток, установите новую направ- ляющую втулку клапана так, чтобы она выступала из головки блока ци- линдров на номинальную величину. Номинальная величина................12,7-13,1 мм е) Используя развертку на 6 мм, разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить поминальный зазор между направ- ляющей и стержнем клапана (см. пункт 5 (в)). 7. Проверьте и пргттрттте клапаны. а) Прошлифуйте клапаны до устра- нения следов нагара и царапин. б) Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относи- тельно плоскости, перпендикуляр- ной оси стержня. в) Проверьте общую длину клапана. Поминальная длина: Примечание: при перешлифовке не допускайте уменьшения общей дли- ны клапана, выходящей за предел её минимально допустимого значения. 8. Проверьте и очистите седла клапанов, а) Фрезой из твердого сплава с уг- лом конуса 45° прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только для очистки рабо- чих фасок сёдел. б) Проверьте правильность посадки клапана в седло. - Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, по не вра- щайте клапан. Затем уберите кла- пан и осмотрите седло и фаску клапана. - Если краска остается по всей ок- ружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен. В противном случае замените клапан. - Если r-сраска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, на- правляющая (втулка) клапана и сед- ло клапана концентричны. В против- ном случае перешлифуйте фаску. - Убедитесь, что пятно контакта на- ходится в средней части рабочей фаски клапана. В противном случае скорректируйте фаску седла, перешлифовав ее с по- мощью фрез с углом конуса 30°, 60°, 75° {впускной клапан) или 30°, 75° (выпускной клапан) впускной клапан......93,15 - 93,75 мм выпускной клапан ....93,59-94,19 мм Минимальная общая длина: впускной клапан..............92.95 мм выпускной клапан.............93,39 мм Если общая длина меньше минималь- но допустимой, замените клапан. 2 R Общая длина клапана 1,0-1,4 мм Впускной клапан. г) Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на предмет наличия износа. Если торец клапана изношен, пере- шлифуйте торец или замените клапан. 1,0-1,4 мм Выпускной клапан.