Содержание

32 Бензиновый двигатель 5E-FE 5. Установите направляющую ремня привода ГРМ, сориентировав ее, как показано на рисунке. 7. Дальнейшая установка производит- ся в порядке, обратном снятию. 8. После установки отрегулируйте на- тяжение ремней привода навесных агрегатов. Головка блока нилиндров Снятие 1. Сбросьте давление в топливной ма- гистра л it. 2. Слейте охлаждающую жидкость. 3. Снимите крышку воздушного фильтра с впускным воздуховодом. 4. Снимите ремень привода ГРМ (см. раздел "Ремень привода ГРМ"). 5. Снимите катушки зажигания и высо- ковольтные провода. 6. Снимите крышку'' головки блока ци- линдров. 7. Снимите шкив распределительного вала. 8. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов. Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинива- ния и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демон- тажа. а) Поверните распределительный вал впускных клапанов таким обра- зом, чтобы отверстие вспомога- тельной шестерни оказалось в по- ложении, показанном па рисунке. б) Отверните болты и снимите крышку подшипников №1 распреде- лительных валов впускных и выпу- скных клапанов. в) Зафиксируйте вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов и ведущую шес- терню установочным болтом. Рекомендуемый установочный болт.........М6х1 длиной 16-20 мм. Примечание: при снятии распреде- лительного вала убедитесь, что в результате данной операции ней- трализовано скручивающее усилие пластинчатой пружины вспомога- тельной шестерни. г) Равномерно ослабьте болты кры- шек подшипников распределитель- ного вала выпускных клапанов за несколько проходов в последова- тельности, указанной на рисунке, и выверните болты. д) Снимите крышки подшипников распределительного вала впускных клапанов, а затем и сам распреде- лительный вал. Примечание: Пе прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использо- вать отвертку или какой-либо дру- гой предмет в качестве рычага. - Если распределительный вал не снимается, установите крышку третьего подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты, одновременно вытягивая вал за шестерню. е) Равномерно отпустите болты крышек подшипников распредели- тельного вала впускных клапанов за несколько проходов в последова- тельности, указанной на рисунке, и выверните болты. ж) Снимите крышки подшипников распределительного вала выпуск- ных клапанов, а затем и сам рас- пределительный вал. 9. Разберите распределительный вал впускных клапанов (при необходимо- сти). а) Зажмите распределительный вал сто шестигранной частью в тиски. Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распредели- тельный вал. б) Введите технологические болты (А) и (В) в технологические отвер- стия вспомогательной шестерни распределительного вала. в) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню рас- пределительного вала по часовой стрелке гт удалите технологический болт (С). Внимание: пе повредите распреде- лительный вал. г) Пассатижами снимите стопорное кольцо. д) Снимите: пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню рас- пределительного вала (2) и пружину шестерни (3). 10. Отсоедините трос акселератора. 11. Отсоедините трос управления клапаном-дросселем. 12. Отсоедините вакуумные шланги. 13. Отсоедините шланги подачи и возврата топлива. 14. Отсоедините разьемы и жгуты проводки.
33 Бензиновый двигатель 5E-FE 15. Отсоедините шланги радиатора и шланги охлаждающей жидкости. 16. Снимите стойку коллектора. 17. Отсоедините приемную трубу сис- темы выпуска. 18. Снимите головку блока цилиндров, а) Используя подходящее приспо- собление, равномерно, за несколько проходов ослабьте и выверните болты головки блока цилиндров. Выполняйте данные операции в по- следовательности, указанной на ри- сунке, а затем снимите 10 шайб. Внимание: коробление или растрес- кивание головки блока может быть следствием нарушения последова- тельности ослабления болтов креп- ления головки блока. б) Поднимите головку блока цилин- дров с установочных штифтов и по- ложите ее на верстак, подложив под нее деревянные бруски. Внимание: если головка блока снима- ется тяжело, можно использовать отвертку, вставляя ее в газовый стык. Однако старайтесь не повре- дить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока. Установка 1. Установите головку блока щтлинд- ров. а) Установите новую прокладку го- ловки блока цилиндров, упитывая положение направляющих па блоке. б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров. Примечание: перед установкой нане- сите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под голов- ки болтов. в) С помощью подходящего приспо- собления установите и постепенно затяните за несколько проходов (не менее трех) 10 болтов крепления головки блока в последовательно- сти, показанной на рисунке. Момент затяжки................30 Н-м Если при затяжке болта нс достига- ется требуемый момент, замените болт. г) Еще раз затяните болты в указан- ной последовательности. Моментзатяжки.............45 Н-м д) Краской отметьте кромку болта, обращенную к передней части дви- гателя (стороне, противоположной отбору мощности), как показано на рисунке. е) Подтяните все болты в отмечен- ной выше последовательности, до- вернув их на 90°. 2. Подсоедините приемную трубу сис- темы выпуска. 3. Установите стойку коллектора. 4. Подсоедините шланги радиатора и тпланти охлаждающей жидкости. 5. Подсоедините разъемы и жгуты проводки. 6. Подсоедините шланги подачи и возврата топлива. 7. Подсоедините вакуумные шланги. 8. Подсоедините трос управления клапаном-дросселем. 9. Подсоедините трос акселератора. 10. Соберите распределительный вал впускных клапанов. а) Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шести- гранный участок. Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распредели- тельный вал. б) Установите следующие детали: (1) пружину шестерни распредели- тельного вала, (2) вспомогательную шестерню, (3) пружинную птайбу. в) Щипцами установите стопорное кольцо. г) Введите технологические болты (А) и (В) в установочное отверстие вспомогательной шестерни распре- делительного вала. Л) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню рас- пределительного Еала по часоЕой стрелке и совместите отверстия ве- домой шестерни распределительно- го вала и вспомогательной шестер- ни, после чего установите техноло- гический болт(С) Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распредели- тельный вал. 11. Установите распределительные валы впускных и выпускных клапанов. Внимание: при установке распреде- лительных валов необходимо учиты- вать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипни- ков строго горизонтально, без пере- косов, во избежание заедания и/или повреждения валив. а) Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала. б) Установите распределительный вал впускных клапанов в головку блока цилиндров. в) Установите крышки подшипников распределительного вала па соответ- ствующие шейки в соответствии с выбитыми па них номерами, как пока- зано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двига- теля (в сторону шкивов). Временно заверните болты крепления в указан- ной последовательности. г) Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с друтом установочные метки на этих шестернях. - I1