32
Бензиновый двигатель 5E-FE
5. Установите направляющую ремня
привода ГРМ, сориентировав ее, как
показано на рисунке.
7. Дальнейшая установка производит-
ся в порядке, обратном снятию.
8. После установки отрегулируйте на-
тяжение ремней привода навесных
агрегатов.
Головка блока
нилиндров
Снятие
1. Сбросьте давление в топливной ма-
гистра л it.
2. Слейте охлаждающую жидкость.
3. Снимите крышку воздушного
фильтра с впускным воздуховодом.
4. Снимите ремень привода ГРМ (см.
раздел "Ремень привода ГРМ").
5. Снимите катушки зажигания и высо-
ковольтные провода.
6. Снимите крышку'' головки блока ци-
линдров.
7. Снимите шкив распределительного
вала.
8. Снимите распределительные валы
впускных и выпускных клапанов.
Примечание: поскольку осевой зазор
распределительного вала очень мал,
то для предотвращения заклинива-
ния и/или повреждения вала при его
демонтаже необходимо удерживать
вал в горизонтальном положении,
для этого необходимо соблюдать
изложенную ниже процедуру демон-
тажа.
а) Поверните распределительный
вал впускных клапанов таким обра-
зом, чтобы отверстие вспомога-
тельной шестерни оказалось в по-
ложении, показанном па рисунке.
б) Отверните болты и снимите
крышку подшипников №1 распреде-
лительных валов впускных и выпу-
скных клапанов.
в) Зафиксируйте вспомогательную
шестерню распределительного вала
впускных клапанов и ведущую шес-
терню установочным болтом.
Рекомендуемый установочный
болт.........М6х1 длиной 16-20 мм.
Примечание: при снятии распреде-
лительного вала убедитесь, что в
результате данной операции ней-
трализовано скручивающее усилие
пластинчатой пружины вспомога-
тельной шестерни.
г) Равномерно ослабьте болты кры-
шек подшипников распределитель-
ного вала выпускных клапанов за
несколько проходов в последова-
тельности, указанной на рисунке, и
выверните болты.
д) Снимите крышки подшипников
распределительного вала впускных
клапанов, а затем и сам распреде-
лительный вал.
Примечание:
Пе прилагайте значительных
усилий и не пытайтесь использо-
вать отвертку или какой-либо дру-
гой предмет в качестве рычага.
- Если распределительный вал не
снимается, установите крышку
третьего подшипника, затяните
ее, а затем отпустите болты,
одновременно вытягивая вал за
шестерню.
е) Равномерно отпустите болты
крышек подшипников распредели-
тельного вала впускных клапанов за
несколько проходов в последова-
тельности, указанной на рисунке, и
выверните болты.
ж) Снимите крышки подшипников
распределительного вала выпуск-
ных клапанов, а затем и сам рас-
пределительный вал.
9. Разберите распределительный вал
впускных клапанов (при необходимо-
сти).
а) Зажмите распределительный вал
сто шестигранной частью в тиски.
Примечание: будьте осторожны,
чтобы не повредить распредели-
тельный вал.
б) Введите технологические болты
(А) и (В) в технологические отвер-
стия вспомогательной шестерни
распределительного вала.
в) С помощью отвертки поверните
вспомогательную шестерню рас-
пределительного вала по часовой
стрелке гт удалите технологический
болт (С).
Внимание: пе повредите распреде-
лительный вал.
г) Пассатижами снимите стопорное
кольцо.
д) Снимите: пружинную шайбу (1),
вспомогательную шестерню рас-
пределительного вала (2) и пружину
шестерни (3).
10. Отсоедините трос акселератора.
11. Отсоедините трос управления
клапаном-дросселем.
12. Отсоедините вакуумные шланги.
13. Отсоедините шланги подачи и
возврата топлива.
14. Отсоедините разьемы и жгуты
проводки.
33
Бензиновый двигатель 5E-FE
15. Отсоедините шланги радиатора и
шланги охлаждающей жидкости.
16. Снимите стойку коллектора.
17. Отсоедините приемную трубу сис-
темы выпуска.
18. Снимите головку блока цилиндров,
а) Используя подходящее приспо-
собление, равномерно, за несколько
проходов ослабьте и выверните
болты головки блока цилиндров.
Выполняйте данные операции в по-
следовательности, указанной на ри-
сунке, а затем снимите 10 шайб.
Внимание: коробление или растрес-
кивание головки блока может быть
следствием нарушения последова-
тельности ослабления болтов креп-
ления головки блока.
б) Поднимите головку блока цилин-
дров с установочных штифтов и по-
ложите ее на верстак, подложив под
нее деревянные бруски.
Внимание: если головка блока снима-
ется тяжело, можно использовать
отвертку, вставляя ее в газовый
стык. Однако старайтесь не повре-
дить поверхности головки и блока, а
также прокладку головки блока.
Установка
1. Установите головку блока щтлинд-
ров.
а) Установите новую прокладку го-
ловки блока цилиндров, упитывая
положение направляющих па блоке.
б) Опустите на прокладку головку
блока цилиндров.
Примечание: перед установкой нане-
сите небольшой слой моторного
масла на резьбы болтов и под голов-
ки болтов.
в) С помощью подходящего приспо-
собления установите и постепенно
затяните за несколько проходов (не
менее трех) 10 болтов крепления
головки блока в последовательно-
сти, показанной на рисунке.
Момент затяжки................30 Н-м
Если при затяжке болта нс достига-
ется требуемый момент, замените
болт.
г) Еще раз затяните болты в указан-
ной последовательности.
Моментзатяжки.............45 Н-м
д) Краской отметьте кромку болта,
обращенную к передней части дви-
гателя (стороне, противоположной
отбору мощности), как показано на
рисунке.
е) Подтяните все болты в отмечен-
ной выше последовательности, до-
вернув их на 90°.
2. Подсоедините приемную трубу сис-
темы выпуска.
3. Установите стойку коллектора.
4. Подсоедините шланги радиатора и
тпланти охлаждающей жидкости.
5. Подсоедините разъемы и жгуты
проводки.
6. Подсоедините шланги подачи и
возврата топлива.
7. Подсоедините вакуумные шланги.
8. Подсоедините трос управления
клапаном-дросселем.
9. Подсоедините трос акселератора.
10. Соберите распределительный вал
впускных клапанов.
а) Закрепите распределительный
вал в тисках, зажав его за шести-
гранный участок.
Примечание: будьте внимательны,
чтобы не повредить распредели-
тельный вал.
б) Установите следующие детали:
(1) пружину шестерни распредели-
тельного вала,
(2) вспомогательную шестерню,
(3) пружинную птайбу.
в) Щипцами установите стопорное
кольцо.
г) Введите технологические болты
(А) и (В) в установочное отверстие
вспомогательной шестерни распре-
делительного вала.
Л) С помощью отвертки поверните
вспомогательную шестерню рас-
пределительного Еала по часоЕой
стрелке и совместите отверстия ве-
домой шестерни распределительно-
го вала и вспомогательной шестер-
ни, после чего установите техноло-
гический болт(С)
Примечание: будьте внимательны,
чтобы не повредить распредели-
тельный вал.
11. Установите распределительные
валы впускных и выпускных клапанов.
Внимание: при установке распреде-
лительных валов необходимо учиты-
вать, что величина осевого зазора
очень мала, поэтому валы должны
укладываться в постели подшипни-
ков строго горизонтально, без пере-
косов, во избежание заедания и/или
повреждения валив.
а) Нанесите консистентную смазку
на упорные (торцевые) поверхности
распределительного вала.
б) Установите распределительный
вал впускных клапанов в головку
блока цилиндров.
в) Установите крышки подшипников
распределительного вала па соответ-
ствующие шейки в соответствии с
выбитыми па них номерами, как пока-
зано на рисунке; при этом стрелки на
крышках подшипников должны быть
направлены к передней части двига-
теля (в сторону шкивов). Временно
заверните болты крепления в указан-
ной последовательности.
г) Введите в зацепление шестерни
распределительных валов впускных
и выпускных клапанов, совместив
друг с друтом установочные метки
на этих шестернях.
- I1