Содержание

Система охлаждения 52 Проверка радиатора 1. Снимите крышку радиатора. Внимание: на горячем двигателе эту операцию необходимо выполнять с осторожностью, чтобы избежать ожогов от струи горячей воды или пара. 2. Проверьте крышку радиатора, ис- пользуя радиаторный тестер. Примечание: - Если на крышке сохранились следы жидкости и/или посторонние нале- ты, промойте и продуйте крышку. - При выполнении испытаний, из- ложенных ниже, необходимо удер- живать радиаторный тестер, ус- тановленный на крышку радиато- ра, под углом не менее 30° к гори- зонтали, как показано на рисунке. Перемещая поршень тестера, равно- мерно и медленно {I ход поршня тес- тера за 3 секунды или более) создай- те давление на паровом клапане пробки радиатора и убедитесь, что клапан открывается под давлением воздуха. В противном случае замени- те пробку радиатора. Давление открытия клапана: номинальное...........0,75 -1,05 бар минимально допустимое.......0,6 бар ЕСЛИ давление открытия клапана меньше минимального, замените пробку радиатора. Убедитесь, что показания манометра на тестере нс снижаются слишком бы- стро, когда давление становится ниже 0,6 бар, это указывает на герметич- ность клапана. 3. Проверьте систему охлаждения на наличие утечек; а) Заполните систему охлаждающей жидкостью и подсоедините тестер с помощью шланга к горловине ра- диатора, как показано на рисунке. б) Прогрейте двигатель. в) С помощью тестера создайте в системе давление 1,2 бар и убеди- тесь, что давление не снижается. При падении давления проверьте шланги, радиатор и насос на пред- мет наличия утечек. Если утечки не обнаружены, про- верьте состояние сердцевины ра- диатора, блок цилиндров и головку блока. 4. Установите крышку радиатора. Электровентилятор системы охлаждения Проверка электровентилятора Примечание: в зависимости от кон- струкции могут быть установлены два типа электровентиляторов. 1. Отсоедините разъемы элсктровсн- тилятора. 2. Проверьте элсктровснтилятор. а) Подключите аккумулятор и ампер- метр к разьему электровентилятора. б) Проверьте, что вентилятор вра- щается плавно, г* снимите показа- ния с амперметра. Убедившись, что вентилятор враща- ется свободно, снимите показания ам- перметра. Номинальная сила тока..............мепее 10 Л Реле №1 и 3 электровентилятора 1. Измерьте сопротивление между выводами реле с помощью омметра. Выводы Сопротивление, Ом ”Г-”2” 74-118 ”3” - "5" <111 2. Подведите напряжение от аккуму- ляторной батареи к выводам "1” и "2” реле и убедитесь в наличии проводи- мости между выводами "3” и "5". Реле №2 электровентилятора 1. Измерьте сопротивление между выводами реле с помощью омметра. Выводы Сопротивление, Ом "Г-" Т 74-118 "3м- ”4” 0 ”3" - "5” 2. Подведите напряжение от аккуму- ляторной батареи к выводам "1" и ”2" реле и убедитесь в наличии проводи- мости между выводами "3" и "5" и в отсутствии проводимости между вы- водами "3" и "4".
53 Система впрыска топлива Описание Система впрыска состоит из трех ос- новных подсистем: топливной, подачи воздуха и электронного управления. Топливная система Топливо подается насосом через фильтр к каждой форсунке под давле- нием, устанавливаемым регулятором давления тошшва. Регулятор давления топлива обеспе- чивает перепад давления топлива между топливным и впускным коллек- торами. Избыток топлива возвраща- ется в бак через трубку возврата. На горячем двигателе давление топ- лива повышается для улучшения его течения, облегчения повторного за- пуска и стабильности работы двигате- ля на режиме холостого хода. Топливо впрыскивается во впускной коллектор в соответствии с сигналами от электронного блока управления. Система подачи воздуха Система подачи воздуха обеспечива- ет подачу необходимого для работы двигателя количества воздуха. Количество воздуха, поступающего в двигатель, определяется углом откры- тия дроссельной заслонки и частотой вратпения коленчатого вала двигате- ля Поток воздуха проходит воздуш- ный фгитътр, канал корпуса дроссель- ной заслонки и поступает в верхнюю часть впускного коллектора, откуда он распределяется по цилиндрам двига- теля. При низкой температуре охлаждаю- щей жидкости открывается клапан системы управления частотой враще- ния холостого хода, и воздух поступа- ет в верхнюю часть впускного коллек- тора по перепускному каналу в допол- нение к воздуху', проходящему через дроссельную заслонку. Таким образом, даже если дроссель- ная заслонка полностью закрыта, воздух поступает в верхнюю часть впускного коллектора, и, следова- тельно, увеличивается частота вра- щения холостого хода (первая сту- пень управления частотой вращения холостого хода). Верхняя часть впу- скного коллектора снижает пульса- щш воздушного потока. Система электронного управления Все двигатели оборудованы системой электронного управления фирмы TOYOTA, которая контролирует впрьтск топлива, опережение зажига- ния, частоту вращения холостого хо- да, диагностическую систему и т.д. при помощи электронного блока управления е использованием микро- компьютера. Посредством электронного блока управления осуществляются следую- щие функции; 1. Управление впрыском топлива. Различные датчики определяют дав- ление воздуха во впускном коллекто- ре, частоту вращения коленчатого ва- ла двигателя. Они определяют также, содержание ки- слорода в отработавших газах, темпе- ратуру охлаждающей жидкости, темпе- ратуру воздуха на впуске, атмосферное давление и др., и преобразуют поду- ченную информацию в электрический сигнал, посылаемый к электронному блоку управления. На основании этих сигналов электронный блок управления определяет требуемое количество топ- лива и управляет форсунками. О бьем подаваемого топлива регулируется продолжительностью поднятого поло- жения запорной иглы форсунки. 2. Управление углом опережения за- жигания. В память электронного блока управле- ния заложены значения оптимального угла опережения зажигания при всех возможных режимах работы двигателя. Используя сигналы различных датчи- ков, контролирующих условия работы двигателя, электронный блок управле- ния вырабатывает импульсы, управ- ляющие новообразованием, в строго определенные моменты времени. 3. Система управления частотой вра- щения холостого хода. В память блока электронного блока управления заложены данные опти- мальной частоты вращения холостого хода, отвечающие различным услови- ям (например, температуре охлаж- дающей жидкости, включеиию/вьтклю- чению кондиционера г* т. д.). Сигналы датчиков поступают в электронный блок управления, который управляет потоком воздуха через перепускной канал {помимо дроссельной заслонки) и регулирует частоту вращения холо- стого хода в соответствии с заданной величиной. 4. Диагностика. Блок электронного управления преду- преждает о неисправности или не- нормальной работе посредством кон- трольной лампы "CHECK" на панели приборов. Неисправность идентифи- цируется в виде диагностического ко- да, который запоминается электрон- ным блоком управления. Диагности- ческий код может быть расшифрован но числу миганий индикатора "CHECK ENGINE". 5. Функция "Fail-Safe" ("Добраться до дома"). В случае выхода из строя какого-либо датчика предусмотрен аварийный ре- жим работы (чтобы доехать до бли- жайшей станции техобслуживания) При этом на приборной панели высве- чивается индикатор "CHECK ENGINE". Меры предосторожности Меры предосторожности при обслуживании электрооборудования 1. Проверьте правильность регулиро- вок двигателя (см. главу "Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки"). 2. Меры предосторожности при под- соединении прибора: а) Используйте аккумуляторную ба- тарею в качестве источника энергии для стробоскопа, тахометра и др. 6) Подсоедините провод-пробник тахометра к выводу "IG” (-) разъема DLC1 или "ТАС" разъема DLC3. 3. В случае пропусков зажигания в двигателе примите следующие меры предосторожности. а) .-Аккумуляторные клеммы должны быть надежно соединены с вывод- ными штырями аккумуляторной ба- тареи. б) Работайте аккуратно с высоко- вольтными проводами. в! По окончании ремонтных работ убедитесь, что вес провода системы зажигания правильно и надежно со- единены г) При очистке моторного отеска нс допускайте попадания воды на эле- менты электронной системы. Меры предосторожности при наличии на автомобиле мобильной системы радиосвязи Конструктивно электронный блок управления выполнен таким образом, чтобы исключить влияние на него внешних электромагнитных помех. Однако, если автомобиль оборудо- ван радиостанцией СВ и т.д. (даже выходной мощностью всего 10 Вт), то она может в некоторых случаях вли- ять на работу электронного блока, особенно когда антенна и соедини- тельные (фидерные) кабели проло- жены рядом с электронным блоком управления Поэтому необходимо придерживаться следующих мер предосторожности I Устанавливайте антенну как можно дальше от электронного управления Блок электронного управления распо- ложен под приборной панелью, так что антенна должна устанавливаться в задней части автомобиля 2. Прокладывайте антенный кабель как можно дальше от проводки элек- тронного блока управления, по мень- шей мере в 20 см, и тем более не пе- рекручивайте их вместе 3 Проверьте правильность настройки антенного кабеля и антенны 4. Не устанавливайте па автомобиль мощную радиостанцию 5. Не открывайте крышку или корплю электронного блока управления без крайней необходимости. Некоторые выводы могут быть повре- ждены статическим электричеством.